Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Вашингтоне при стрельбе у школы пулей зацепило ученицу
Здоровье
В Роспотребнадзоре рассказали о защите от клещей
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Финляндии дать сведения о задержанных россиянах
Мир
Кандидат в президенты Литвы назвал Крым российским
Мир
Эксперты МАГАТЭ сообщили о многочисленных выстрелах возле ЗАЭС
Мир
На Украине банкам и ломбардам запретили брать в залог дроны
Здоровье
Эксперт дал советы по выбору куличей и яиц к Пасхе
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проблемы на европейских заводах и пандемия вируса COVID-2019 могут спровоцировать массовую остановку выпуска машин на предприятиях в РФ, считают опрошенные «Известиями» эксперты и участники рынка. Во вторник о вынужденных двухнедельных каникулах с конца марта – начала апреля официально объявили Volkswagen и группа PSA. Их потери аналитики оценивают в 10– 11 млрд и 2 млрд рублей соответственно. К маю ситуация в автопроме может усугубиться — другие автоконцерны также рассматривают негативные сценарии.

Временные трудности

24 марта о вынужденной приостановке производства официально сообщили Volkswagen и группа PSA (бренды Peugeot, Citroеn и Opel).

В Volkswagen Group Rus отметили, что в связи с нехваткой автокомпонентов, поставляемых с заводов ЕС, вынуждены приостановить работу предприятия в Калуге с 30 марта по 10 апреля. На тот же срок прекратится контрактная сборка на мощностях группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Каких именно деталей не хватает предприятию, в компании «Известиям» не пояснили. Директор по коммуникациям Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович сказала, что в случае необходимости сроки могут быть продлены.

— Период приостановки производства будет квалифицироваться как простой и оплачиваться производственному персоналу согласно российскому законодательству (2/3 от зарплаты. — «Известия»), — сообщили в компании. Там уверяют, что приостановка работы заводов в РФ не отразится на поставках автомобилей VW и запчастей.

Сборка автомобилей Volkswagen на конвейере завода в Калуге

Сборка автомобилей Volkswagen на конвейере завода в Калуге

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев

На предприятии VW в Калуге мощностью 225 тыс. машин в год сегодня собирают три модели: Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, в Нижнем Новгороде — модели Skoda Octavia и Kodiaq (мощность предприятия 132 тыс. авто в год).

Сотрудников завода «ПСМА Рус» (совместное предприятие PSA и Mitsubishi) в Калужской области с 1 по 3 апреля и с 6 по 10 апреля включительно отправят в оплачиваемые отпуска, сообщили в российском офисе PSA. Среди причин, помимо закрытия европейских заводов, в компании называют потенциальные риски для персонала, а также предпринимаемые меры по борьбе с коронавирусом. Там также отмечают, что даты приостановки могут быть скорректированы.

Мощность «ПСМА Рус» — 125 тыс. автомобилей в год. Здесь собирают модели группы PSA (Peugeot 408, Citroen C4; Peugeot Traveller, Citroеn Spacetourer, Opel Zafira Life; коммерческие фургоны: Opel Vivaro, Peugeot Expert, Citroen Jumpy), а также внедорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport.

Рабочий цех калужского завода «ПСМА Рус»

Рабочий цех калужского завода «ПСМА Рус»

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

В MMC Rus (официальный дистрибьютор Mitsubishi) уточнили «Известиям», что автомобилей японского бренда приостановка не коснется, сборочная линия продолжит работать.

Об угрозе временного прекращения производства или снижения объемов выпуска во вторник также сообщили в группе Sollers (УАЗ, ЗМЗ, Ford Sollers и Mazda Sollers). Но там сослались не на дефицит компонентов, а на резкое падение спроса на автомобили на фоне COVID-19. По словам представителя компании, трафик клиентов в автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга упал на 40% и продолжит снижаться в регионах, если эпидемиологическая ситуация будет развиваться по негативному сценарию.

В «АвтоВАЗе» и Nissan сообщили, что предприятия работают в штатном режиме. В «АвтоВАЗе» добавили, что необходимые решения принимаются в оперативном режиме. Ведущий специалист по связям с общественностью Toyota в России Наталья Астафьева сказала «Известиям», что на данный момент подтвержденных планов по остановке производства в РФ нет, но прорабатываются «различные сценарии на случай ухудшения эпидемиологической ситуации».

Производство двигателей на заводе Sollers во Владивостоке

Производство двигателей на заводе Sollers во Владивостоке

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

В «Киа Моторс Россия и СНГ» отметили, что намерены «поддерживать баланс спроса и предложения». Там добавили, что в настоящий момент поставки нормализуются — производственные мощности в Корее и Китае восстановили свою работу после непродолжительной остановки в феврале.

«КамАЗ» обеспечен автокомпонентами и заказами до конца апреля, производственные планы на май-июнь прорабатываются, сообщил «Известиям» представитель предприятия. Представители Renault, Hyundai на запросы на момент публикации не ответили.

— В такой ситуации никто не застрахован от остановки производства, поскольку речь может идти о каком-либо критичном узле либо автокомпоненте. Локализация производства в данном случае не имеет значения, — сказал «Известиям» аналитик по транспорту «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

В зоне риска

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что двухнедельные вынужденные каникулы могут обойтись VW примерно в 10–11 млрд рублей, группе PSA — в несколько миллиардов.

По словам эксперта, не меньшую угрозу для отечественного автопрома, чем COVID-2019, представляет наметившееся падение спроса на фоне карантина.

Люди меньше всего думают сейчас о приобретении автомобиля. Все силы направлены на то, чтобы перейти на удаленную работу (для кого это возможно) или вообще ее не потерять, — сказал он.

Автомобильный дилерский центр «Авилон» в Москве

Автомобильный дилерский центр «Авилон» в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Продажи новых машин в марте и апреле будут положительными — дилеры реализуют остатки по ценам прошлого года, а покупателей стимулирует обвал рубля, отметил глава «Автостата» Сергей Целиков. Но в мае-июне, по словам эксперта, нужно ожидать резкий провал.

— В Европе пик распространения коронавируса еще не пройден, соответственно, ситуация может ухудшиться. Тогда остановка заводов европейских брендов, вероятнее всего, будет продлена, — сказал он.

Эксперт также не исключил остановку предприятий и других автобрендов, а также полный уход с рынка отдельных игроков до конца года. По его мнению, в зоне риска находятся Nissan и группа PSA, а дольше всего продержатся в случае усугубления ситуации с COVID-2019 корейские бренды и «АвтоВАЗ».

Падение продаж по итогам года неизбежно, считает Сергей Целиков. При благоприятном сценарии — на 10%, при неблагоприятном (дальнейшее ослабление рубля, затягивание кризиса с коронавирусом) — до 30%.

Коронавирус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Артем Деев дает еще более пессимистичный прогноз: в КНР за полтора месяца карантина реализация новых машин рухнула на 80%, а в Европе наблюдается отрицательная динамика на уровне 50–70%, поэтому и Россию может ожидать что-то подобное. При неблагоприятном развитии ситуации миллиардные убытки грозят абсолютно всей автомобильной отрасли в РФ, уверены оба эксперта.

Владимир Беспалов отмечает, что помочь рынку могло бы усиление мер господдержки. О них недавно объявил Минпромторг — чиновники предложили распространить действие программы льготного автокредитования «Семейный автомобиль» на семьи с одним ребенком (сейчас в ней могут участвовать семьи с двумя и более детьми) и увеличить максимальную стоимость автомобиля до 1,5 млн рублей. В Минпромторге на момент публикации не ответили на запрос «Известий» о том, рассматриваются ли дополнительные меры поддержки автомобильной отрасли.

Прямой эфир