Закон рынку: Москва оценивает потенциальный эффект мексиканских пошлин
Решение о вводе зеркальных пошлин в отношении мексиканских товаров Россия будет принимать исходя из защиты своих экономических интересов, сообщили «Известиям» в российском посольстве в Мехико. На прошлой неделе РФ вошла в список стран, в отношении которых с 1 января следующего года увеличат таможенные пошлины. Также в нем Китай, Южная Корея, Таиланд, Турция, Индонезия и Индия. Решение поднять тарифы в отношении государств, с которыми у Мексики нет соглашения о свободной торговле, власти объясняют необходимостью дать импульс национальному производству. Но в экспертном сообществе тут видят попытки сблизиться с США и ограничить доступ китайских товаров на рынок. Много ли Россия продает и покупает у Мексики — в материале «Известий».
Зачем повышать пошлины в отношении торговых партнеров
Мексика готовится с 1 января следующего года увеличить пошлины на товары из стран, с которыми у латиноамериканского государства нет соглашений о свободной торговле. Решение, цель которого, как утверждают власти, — защита интересов местных производителей, было одобрено утром 10 декабря конгрессом и вечером того же дня сенатом. От вступления закона в силу его отделяет только подпись президента Клаудии Шейнбаум.
Среди государств, с которыми у Мексики нет соглашений о свободной торговле, — Китай, Россия, Южная Корея, Таиланд, Турция, Индонезия и Индия. Под пошлины подпадает более 1,4 тыс. товаров из различных сфер: машиностроение, текстильная промышленность, бытовая техника, обувь, игрушки, мебель. Размер тарифа будет варьироваться от 20 до 35%, в отдельных случаях может дойти и до 50%.
— Российская сторона внимательно отслеживает изменения в тарифной политике Мексики. Вопрос о том, насколько их возможное повышение окажет влияние на двусторонние экономические отношения, находится на оценке наших профильных ведомств. При этом Россия традиционно исходит из принципов взаимности и прагматизма и будет принимать решения исходя из защиты национальных экономических интересов и необходимости сохранения конструктивного диалога с мексиканской стороной, — сообщили «Известиям» в посольстве России в Мексике.
Главный адресат этих пошлин — Китай, считают в экспертном сообществе. Пекин — второй по величине экспортер товаров в Мексику после США. В прошлом году КНР поставила туда товаров на общую сумму $130 млрд, в то время как Штаты — на $334 млрд. Таким образом, Мехико, утверждая этот закон, стремится в большей степени показать свою лояльность Вашингтону.
— Я практически уверен, что это результат именно мексикано-американских отношений, — говорит директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. — Мексиканцы не могут не принимать во внимание, что значительная часть их торговли и товарооборота завязана именно на Соединенные Штаты. К тому же есть мексиканские семьи, живущие за счет переводов от родственников из США. Мексиканцы не хотят давать повод Трампу для заявлений о пересмотре ЮСМКА (торговое соглашение между США, Мексикой и Канадой. — «Известия»). Учитывая, что для Трампа торговая война с КНР не закончилась, Мексика пользуется случаем найти общий язык с США, не поступаясь другими вопросами.
Сама же президент Мексики эту взаимосвязь отрицает. На одной из традиционных утренних пресс-конференций Шейнбаум заявила, что у ее страны нет интереса создать конфликт ни с одним государством в мире. Она подчеркнула, что Мексика уважает Китай и имеет с этой страной хорошие отношения. Единственная задача, которую власти ставят перед пошлинами, — дать импульс национальной экономике.
Торговля России и Мексики
Несмотря на то что Россия также вошла в число стран, на которые с 1 января 2026 года будут распространятся мексиканские тарифы, новая мера вряд ли окажет существенное влияние на экономику каждой из сторон.
— У нас с Мексикой не такой большой товарооборот, чтобы принципиально это повлияло. Вряд ли это скажется и на политических отношениях, — утверждает Виктор Хейфец.
Согласно данным Банка Мексики, в 2025 году на Россию пришлось только 0,0045% мексиканского экспорта и 0,2% импорта. Национальный институт статистики и географии латиноамериканской страны утверждает, что в денежном измерении экспорт составил более $21,4 млн, а импорт — более $966 млн.
Небольшой по сравнению с другими партнерами Мексики товарооборот связан в основном с логистическими сложностями. Сейчас активная работа идет над созданием новых маршрутов.
В августе в российском посольстве комментировали активизацию делового диалога между странами, а также рост интереса со стороны бизнеса к расширению сотрудничества. В частности, в апреле этого года в Мехико был организован первый бизнес-форум «Россия – Мексика».
Новой перспективной сферой сотрудничества России и Мексики может быть туризм. Ранее стало известно, что представители Мексики ведут переговоры с двумя российскими авиакомпаниями о возможности возобновления прямых чартерных рейсов между странами. Бюро туризма также планирует открыть в следующем году свое представительство в РФ.
— Россия позитивно оценивает инициативы, направленные на развитие туристического сотрудничества с Мексикой, включая планы по открытию представительства и обсуждение возможного возобновления прямого авиасообщения, — подчеркивают в российском посольстве.
По словам дипломатов, вопрос восстановления прямых рейсов, однако, носит комплексный характер. Конкретные сроки будут зависеть от совокупности технических, коммерческих и регуляторных факторов, а также от решений профильных ведомств и авиаперевозчиков с обеих сторон.
— Речь идет, в частности, о коммерческих параметрах маршрута с учетом сложившихся геополитических реалий, готовности авиакомпаний к его запуску, согласовании авиационных допусков и слотов, а также о выполнении требований в сфере безопасности, логистики, страхования и нормативного регулирования. Только после согласования всех этих параметров и принятия соответствующих решений заинтересованными сторонами возможно предметное обсуждение сроков возобновления прямого авиасообщения, — говорят в посольстве РФ в Мексике.
Сейчас билет из Москвы в Мехико с пересадкой в Стамбуле стоит более 100 тыс., причем только в одну сторону. На дорогу необходимо закладывать больше суток.